Статья «Где вы нашли таких детей?»

«Где вы нашли таких детей?» — спросила одна гостья, которая пришла к нам на круглый стол. К нам – это в гимназию №5 г. Сергиева Посада. Круглый стол — в программе благотворительной акции-презентации «Нельзя не читать, нельзя не купить» в помощь детям, больным онкологическими заболеваниями. А мы и сами не знали, что наши гимназисты способны на такое… Если кто-то со светлой душой, с внутренним светом искренне творит благое дело, происходят события, которые иначе как чудом не назовешь. Энергетически притягиваются возможности, нужные люди, удачное стечение обстоятельств. Оглядываясь, мы вспоминаем, как все начиналось… Есть такое доброе детское издательство «Розовый жираф». Сотрудничество с ним в  гимназии №5 существует не первый год. Заведующая библиотекой Людмила Федоровна Сухова, которая всегда знакомит нас с замечательными книгами этого издательства,  однажды сообщает: «Розовый жираф» выпустило книгу Иосифа Бродского «Баллада о маленьком буксире»…

Творческие люди часто используют язык образов для передачи чувств. Но как донести всю гамму своих эмоций, свое желание помочь делом такому человеку, который общается  с детьми-пациентами онкологических клиник? Как поговорить с душой многих и многих людей? Этот человек — художница  Екатерина Марголис. С ее  идеи начинается создание книги о маленьком буксире. Наследники поэта бесплатно передают издательству «Розовый жираф» права на публикацию. Екатерина Марголис бесплатно делает макет и иллюстрации, а также пишет послесловие. В оформлении книги принимают участие и сами больные дети.

Бюро «Виртуальная галерея» бесплатно готовит книгу к печати в типографии. Издательство «Розовый жираф» покупает бумагу, а московская типография «Новости» бесплатно печатает тираж. Все деньги от продажи этой книги поступают на лечение детей-подопечных фондов  «Адвита» и «Подари жизнь». В Москве, Санкт-Петербурге проходят акции «Купи книгу – помоги детям».

Появляется идея провести подобную акцию среди учащихся и учителей нашей гимназии. Тема благотворительности не нова для наших учеников. Под руководством педагогов дополнительного образования О.П. Андреева и Н. Комольцевой гимназисты ездили и продолжают ездить в «Бужаниновский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»,  детский приют «Надежда». Ребята помогали с организацией самих этих поездок, сами проводили ролевые игры, привозили игрушки, канцтовары и подарки. Регулярно ездили к детям-отказникам, старались помочь, собирали вещи и деньги.

Идею о проведении акции  наши гимназисты воодушевленно поддержали. А дальше… такой темп происходящих событий, такое глубокое понимание, такую отдачу наших детей предсказать было невозможно. Вскоре становится понятно, что читальный зал нашей библиотеки не сможет вместить такое количество откликнувшихся. Ребята предлагают сделать акцию более масштабной, открыть двери, чтобы все желающие могли купить книгу и помочь больным.

«Они сами нами руководят», — так можно было сказать обо всех действиях наших детей. В попытке привлечь внимание к акции они идут на телевидение, в кабинеты чиновников, рекламные агентства, на улицы, информируя горожан; работают по собственной инициативе в каникулы. В итоге, благодаря активности наших детей, появляется реклама на телевидении, афиши, листовки, наружная реклама и т.д. Мощная волна энергии и энтузиазма, искренности молодого поколения подгоняет учителей, администрацию, родителей.

…И вот, день проведения благотворительной акции-презентации «Нельзя не читать, нельзя не купить» наступил. Каждый пришедший в гимназию оказывался среди плывущих корабликов, которые изготовили школьники и украсили коридоры.  Стены были оформлены плакатами, фотографиями больных детей, которые подобрали и распечатали опять же сами наши молодые организаторы. Открытие благотворительной акции-презентации «Нельзя не читать, нельзя не купить…» началось в актовом зале гимназии с презентации книги Иосифа Бродского «Баллада о маленьком буксире», которую сделала Марина Козлова, директор издательства «Розовый жираф».

Выступили представители фонда «Подари жизнь» и Мария Иванова, волонтёр этого фонда, выпускница нашей гимназии, они рассказали о себе и своей деятельности. Екатерина Марголис не смогла присутствовать, но записала видеобращение «о детях, о книжке, о Бродском». Передала обращение  к участникам и Чулпан Хаматова. Исполнение песен участниками Центра Авторской песни (руководители – Светлана и Владимир Цывкины) на стихи Иосифа Бродского дополнило уже создавшуюся теплую атмосферу.

Далее пришедшие на акцию разделились по секциям. Можно было познакомиться с книжно-иллюстративной выставкой в читальном зале, где были представлены книги Иосифа Бродского  из библиотек города и личных библиотек друзей.  Был организован просмотр фильмов «Полторы Комнаты, или Сентиментальное Путешествие на Родину» (режиссер: Андрей Хржановский) и «Прогулки с Бродским» (режиссеры Елена Якович, Алексей Шишов).

Для участников районной Школы Юного филолога была разработана специальная программа. Преподаватели и студенты Российского художественно-промышленного колледжа игрушки провели мастер-класс по изготовлению корабликов.  А Мария Дмитриева, член союза художников России, - мастер-класс по изготовлению книжных закладок. Сделанное руками детей можно было купить пришедшим на акцию, а вырученные средства тоже отправились в фонд помощи больным детям. Для многих участников акции очень ценной оказалась беседа круглого стола «Что значит для меня – благотворительность…».

Готовясь к проведению этой секции, мы понимали, что многие захотели бы в ней поучаствовать,  но, естественно, это сложно осуществить в одном читальном зале. Поэтому заранее  в разных классах нашим гимназистам было предложено написать о своем отношении к происходящему, выразить свои мысли. Размышления о благотворительности, ее целях и содержании коснулись всех. Каждый заглянул в себя и спросил: «Что для меня благотворительность?».  Читая написанное, можно было встретить разные рассуждения. Какие-то из них умещались в одной строчке, где-то было глубокое понимание темы, где-то поверхностное. Но у каждого ребенка во время размышления над предложенным вопросом началась или продолжилась работа над собой. Мудрые жизненные принципы выводились в сочинениях ребят сами собой: «Любовь к человеку – главный компонент благотворительности», «благотворительность облагораживает», «человека человеком делают добрые поступки», «каждый – незаменимая частичка планеты», «добро изначально заложено в нас», «каждый может пожертвовать хотя бы немного; пусть это и капля в море, но море состоит из капель»… Добрые дела всегда приносят душе человека радость, свет,  чувство удовлетворения. К тебе возвращается намного больше, чем ты дал — твоей душе становится тепло. Эта мысль, так или иначе, встречается на страницах, написанных детьми.

Ведущая круглого стола зам. дир. Н.Ю.Балашова зачитывала некоторые сочинения ребят, и открывались темы для дискуссии. Присутствовавшие делились опытом участия в благотворительности, эмоциями от общения с разными людьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации: это и дети-сироты, и больные дети, и одинокие старики. На столах перед каждым лежали напечатанные на листочках слова: сочувствие, сострадание, милосердие, искренность, любовь, действие, духовность и многие другие. Каждый мог выбрать свое понимание благотворительности и пояснить свою позицию окружающим. Говорили о работе фондов, о сути благотворительной деятельности, ее значимости, целях,  трудностях, необходимости развития. Получился очень хороший, конкретный, глубокий разговор, с поднятием проблем государства и общества. «Дорогие мои, родные…», — говорила ведущая круглого стола в конце беседы, так как каждый чувствовал создавшееся поле взаимопонимания, искренности, сочувствия. Содержательность и результативность обсуждаемых вопросов были очевидны.

Проведенная акция помогла посмотреть вокруг себя другими глазами всем, кто в ней участвовал. Осуществилась самая важная цель мероприятия - акция привлекла внимание людей к работе фондов. Так сложилось, что  к благотворительности многие относятся с недоверием. И такие основания действительно есть. Но есть больные дети. И им реально помочь.  И есть люди, которые действительно этим занимаются. И им нужна поддержка общества и государства… А если говорить о цифрах, то нужно сказать, что во время проведения акции в гимназии денег на лечение тяжелобольных детей собрали больше, чем на подобной акции в Лужниках. А это многое значит. Мероприятие показало, как много отзывчивых людей, как много хорошего в наших детях, сколько силы духа, как мощна энергия проявления истинно человеческих качеств. Интересно заметить, что за несколько дней до проведения акции в Сергиев Посаде, в Нью-Йорке состоялся вечер, посвященный презентации книги Иосифа  Бродского “Баллада о маленьком буксире”. А сейчас Буксирчик отправляется в плавание дальше… В нашу гимназию уже приходили ребята из молодежного центра г. Пересвета Сергиево-Посадского района, они хотят провести подобную акцию у себя в городе. Подготовка идет полным ходом.

А теперь давайте посмотрим на происходящее вот с какой стороны.  Ведь большая часть того, к чему стремятся психологи и учителя в школе, произошло просто, естественно, непроизвольно…  во время подготовки и проведения этой благотворительной акции, когда наши дети действительно чувствовали себя главными, осознавали ответственность и важность проводимого мероприятия без всякого давления взрослых. Так много говорится о трудностях подросткового возраста, когда идет активный поиск себя, становление мировоззрения. Все участники образовательного процесса стремятся что-то развивать, чего-то не допустить, направить в нужную сторону…  А получается – никакие специальные меры не нужны. Просто жить по совести и показывать, как это происходит, подрастающему поколению. Просто открывать, чем может быть наполнена жизнь и сколько от этого можно получить впечатлений и положительной энергии. Почему дети начинают употреблять наркотики? Любой психолог скажет, что зависимости предшествует  душевный вакуум, который человек пытается заполнить. Если есть возможность  получить положительный эмоциональный заряд, если жизнь наполнена,  отпадает необходимость в искусственном замещении… Описано много способов воспитательного воздействия в профилактике злоупотребления психоактивными веществами…  Но горящие глаза наших детей, их размышления о жизни, милосердии, их активность - это ли не профилактика?

Все чаще встречается сейчас в психологической литературе понятие «эмоциональный интеллект». Трактуется как способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях (как собственные, так и другого человека). Существуют специальные тренинги по развитию эмоционального интеллекта. А наши гимназисты учились понимать себя, свои чувства, мотивы поведения и эмоции в создавшейся жизненной ситуации, и при этом получили ресурсы успешного взаимодействия с окружающими людьми и миром. Взаимопонимание между людьми достигается тогда, когда человек понимает чувства другого человека, способен представить себя на его месте. Умеет сочувствовать. Понимает, приемлет позицию того человека, с которым общается. Способен донести свою точку зрения. Где, как развивать эти навыки? Конечно - через семью, детские сады, школы, социальные клубы и общественные инициативы. Как происходит формирование развитой личности? Ведь для современного общества эта задача является основной. Каждый человек всегда включен в различные формы общественной практики. Школа - одна из таких форм. Подросток проводит в ней значительную часть времени. И, конечно, школа может сделать существенный вклад в формирование подростка как личности.

Возможно, наш опыт проведения благотворительной акции-презентации окажется кому-то полезным, кто-то захочет воплотить эту идею в своих школах. Мы просто поделились своими впечатлениями и размышлениями. Все-таки, в большинстве случаев общество воспринимает благотворительные действия как некую деятельность, создающую лишние проблемы. Хотя благотворительность существует именно как один из способов решения общественных проблем. В нашем случае привлечение детей к различным благотворительным мероприятиям прививает им понятие доброты и милосердия. Любовь, сочувствие, взаимопонимание воспитываются на личном примере. Когда родители, учителя, представители фондов, издательства и многие другие люди проявляют сострадание к окружающим, они, тем самым, воспитывают  добродетель в подрастающем поколении. Без этих качеств невозможно представить будущее российского общества.

med001

med001

med001

med001

med001

med001

med001

med001

med001

med001

med001

: Главная страница
Green Blue Orange Back to Top