Выступление на IV конференции молодых ученых в МПГУ по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как система, направленная на создание условий индивидуального развития учащихся.

Просмотр видеоролика «Главное богатство» (ТРИЗ-профи). Цель – в короткое время донести важную мысль, почувствовать собственные ресурсы. Минутное раздумье над важными вещами.

Именно от учителей зависит главное богатство страны. Хочется сказать словами А. Гина из книги «Приемы педагогической техники»: «Школу делает школой учитель… Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы…»

В психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса важно создание условий, в которых ребенок может наиболее полно реализовать свои способности.

Стандарты нового поколения предполагают учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающие рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, расширение зоны ближайшего развития.

Индивидуализация обучения в соответствии с общепринятыми представ-лениями понимается как организация учебного процесса, при которой педагог осуществляет выбор способов, приемов, темпа обучения, соответствующих индивидуальным особенностям детей и обеспечивающих максимальную эффективность их учебной деятельности.

При внешней простоте данного определения реализация его на практике в полной мере является достаточно проблематичной. Не совсем понятно, какие именно особенности должны учитывать педагоги. Список только познавательных особенностей достаточно велик. А на эффективность учебного процесса влияют и личностные качества. Обычно на практике оказывается, что психологи проводят обширное диагностическое исследование учащихся, но его результаты остаются в папках и хранятся для отчетов, поскольку педагоги не знают, как ими пользоваться.

Совершенствование качества образования тесно связано с перестройкой подготовки учителя. Современный учитель должен обладать глубокими знаниями в области психологии личности ученика, уметь в процессе построения урока опираться на индивидуальные особенности и способности, направлять процесс развития, который во многом сводится к развитию этих способностей. Учителю  необходимо  уметь  запускать  и   поддерживать  процессы  саморазвития  и  самопознания  ученика.

Вариантом решения этой задачи в нашей гимназии послужило образование экспериментальной площадки: Технология «ИСУД учащихся как дидактический и управленческий ресурс качества образовательного процесса», под руководством Натальи Львовны Галеевой.

Для организации индивидуализации обучения необходимо освоение учителями параметров учебной деятельности. Психологическое просвещение выступает в данной ситуации  основным звеном. Такие слова  как «внимание», «память» мы повторяем постоянно в повседневной жизни, но учителя зачастую не знают составляющие этих познавательных процессов. Понятие «Модальность» вообще оказывается новым для восприятия. Сотрудничество учителя и психолога позволяет более эффективно осуществлять диагностическую работу, которая дополняется наблюдениями за детьми на уроках и в ходе самоподготовки.

Важно посещение психологом  уроков учителей-предметников. Количество их может быть различным в зависимости от психологической компетентности преподавателя.

Подводя итог обсуждению работы по организации индивидуального подхода к учащимся, хочется отметить, что эффективной она будет только при активном взаимодействии психолога не только с учителями, но и  с администрацией, которая помогает настроить педагогов на следование рекомендациям психолога.

Психолого-педагогическое сопровождение решает проблему соорганизации деятельности всех участников образовательного процесса, где педагоги, психологи, другие специалисты становятся единомышленниками в разработке стратегии сопровождения ученика, нахождения наилучшего сочетания приспособления школьной среды к ученику и ученика к школьной среде.

Статьи и методические пособия, в которых описана технология ИСУД:

  1. Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии. Работа учителя на основе дидактики личностно ориентированного образовательного процесса (серия «Школьный кабинет») М.: изд. «5 за знания», 2005. -192 с.
  2. Нечаев М.П.,  Галеева Н.Л. Современный кабинет математики (серия «Школьный кабинет») 1-ое изд. – 2006; 2-ое изд. – 2007. – М.: изд. «5 за знания» -208 с
  3. Галеева Н.Л. Сам себе учитель: курс практических занятий по формированию успешности ученика.(серия «Методическая библиотека») М.: изд. «5 за знания», 2006. -96 с.
  4. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. М.: изд. «5 за знания», 2006. -144 с.
  5. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха и развития ученика на уроках географии.  М.: изд. «5 за знания», 2007. -128 с.
  6. Галеева Н.Л., Гостимская Е.С., Евдокимова Г.Ю., Конова Н.Н.,  Замулина Н.В. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе. М.: изд. «5 за знания», 2008. -128 с.