Эссе «Философия образования»

Клятва учителя

Клянусь: любить детей, любить каждого ребёнка от всего сердца, быть им верным и преданным, следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребёнке личности, быть оптимистом в отношении любого ребёнка в любых случаях.

Обязуюсь постоянно и усердно заботиться: о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности, о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества, об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребенка, об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребёнком.

Клянусь: не вредить детям, не вредить Ребёнку.

(Ш.А. Амонашвили)

 

Как искусство не может быть без чувства прекрасного,  так педагогика  не может существовать без психологии. Психология изучает душевные переживания человека, ищет их причины, анализирует настоящее состояние, прогнозирует дальнейшее развитие. Именно психология придает особое значение уникальности каждого человека, помогает людям максимально раскрыть их потенциал личностного роста.

Внутренний мир ребенка — особенный мир, отличный от взрослого. Я не перестаю восхищаться этим миром. Дети живут чувствами, образами. Они доверчивы и открыты. Они чувствуют фальшивые нотки на интуитивном уровне. Доверие ребенка — бесценный дар, к которому надо относиться бережно. Для меня очень важно сохранить это доверие, создать комфортную атмосферу общения. Любовь, добро, желание быть интересным — залог успеха во взаимодействии с детьми. Учитель, знакомый с наукой о душе, пробуждает в личности каждого ребенка процесс познания себя и других.

Начинается урок… Учитель поднимает глаза… и встречает поток энергии, идущий из глаз своих учеников. Вот он – классный коллектив. А за этим обобщенным понятием – индивидуальности, судьбы, целая вселенная. Глаза смотрят с ожиданием… В этот момент можно прочитать все, что на душе у каждого ребенка. Кто-то готов впитывать знания, кто-то сегодня не выспался, кого-то занимают собственные эмоции. Взгляды «разговаривают» с учителем, и он должен уметь их «слушать» и «отвечать» на них. Учитель в этот момент «говорит» каждому ученику: «Именно Ты для меня важен, я понимаю тебя, сейчас мы вместе будем познавать…»

Психолог… Учитель… Ученик… Границы этих понятий подвижны. Вся наша жизнь, в сущности, - урок, где мы в какие-то моменты учимся, в какие-то – учим.

…Вот ты учишься вместе со своими учениками… Тебе приходится использовать педагогическое творчество  каждую минуту урока. А когда ты это делаешь, тебе становятся доступны и другие направления творческой деятельности. Тренируя свое искусство созидания, ты легко можешь стать автором новых программ, методик, технологий. Учебная ситуация - прекрасный предмет для исследовательской деятельности.

Есть то, чему можно научиться у самих детей. Это и любовь, и терпимость, взгляд на мир. А глазами детей краски мира – ярче, эмоции – сильнее и разнообразнее, творчество – стремительнее, смелее, неожиданнее.  Мне близки слова Ш. А. Амонашвили о том, что «Ребенок  — но¬ситель  Истины,   Бессмертия  и  Беспредельности. В нём предназначение, миссия». У каждого взрослого есть свой внутренний ребенок. Я стараюсь к нему прислушиваться.

…Вот ты – учитель… Откуда же приходят «сокровенные» педагогические знания? Когда есть настоящая любовь к своему делу, они открываются  учителю в той мере, в которой он устремлен к ним. Он их постигает интуицией, чувствами, психологией. А «интуиция и чувствознание требуют… бескорыстной любви и преданности к детям, общения с ними на принципах равноправия, свободы и сотрудничества, устремленности к Высшему» (Ш.А. Амонашвили).

Будучи учителем или учеником, во всякий момент ты прислушиваемшься к душе, к своему внутреннему мудрому знанию, которое самое настоящее, а это — уже волшебный мир психологии. Я постоянно живу в этом мире. В детстве мне нравилось разбираться в себе, поступках других людей. Я была счастлива узнать, что существует профессия, в которой нужны эти умения. Нигде больше эта наука не раскрывается в таком своем многообразии как в школе.

Психология представляет само  основание педагогики, а фундаментом служит любовь к детям.  Сколько бы методических пособий не было написано, сколько граней бы не существовало в передаче знаний, без любви к детям они ничего не значат. «Одно  из  самых  ценных качеств учителя - человечность,  глубокая  любовь  к детям,  любовь,  в  которой сочетается  сердечная  ласка матери  с  мудрой строгостью и требовательностью отца» (В.А.Сухомлинский).

Говорят,  если ты нашел себе дело по душе, тебе не придется работать. Если педагог любит саму суть преподавания, при этом стремится совершенствовать свое мастерство, получает удовольствие от творчества, ему легко и радостно в школе. Идеально, когда у учителя сочетается любовь к детям и своему делу. Л.Н.Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

Когда я стала изучать психологию, я сразу узнала главную заповедь — «Не навреди».  В школе — это самое важное. А эта задача не так уж и проста. В первую очередь, я эту задачу понимаю как постоянную и кропотливую работу над собой. Дать другому то, чем не обладаешь сам, невозможно. Никакие  личные проблемы не должны повлиять на то, чем занимается педагог. Учитель стремится заинтересовать учеников, создать интригу, потому что безразличие приводит к скуке и к плохой дисциплине на уроке.

Мне видится это так… Переступая порог школы, ты как будто попадаешь в другой мир. Все заботы твоего собственного мира пока остаются за порогом. Ты не можешь предугадать, что ждет тебя сегодня. Если ты погружен в собственные эмоции, урок не получит должной энергетики. Урок пройдет успешно, когда дети чувствуют позитив учителя, его душевное тепло и веру в них. Внимание твое  всегда сосредоточено на ученике, тогда ты чуткой душой всегда поймешь, какая мера твоего воздействия нужна, чтобы «не навредить».

Учитель готовит ребенка к жизни. А мир, в котором мы живем сегодня, меняется с такой скоростью, что сделать это трудно, почти невозможно. Недостаточно передать ученикам свои представления о мире, потому что завтра он будет уже другим. Я считаю, что самое важное —научить детей учиться, добиваться цели, самостоятельно принимать решения и, самое главное — принимать, любить себя. Только тогда, когда ты понимаешь себя, ты понимаешь других. Когда знаешь, что ты значишь в этом мире, ты всегда найдешь себе достойное место в нем. Ведь самое главное, что я хотела бы для своих учеников, это — чтобы они состоялись в жизни, постигли свой путь, шли по жизни с внутренней духовностью. Обучаясь, ученик раскрывает себя, открывает свои способности. Учитель направляет ученика на нужный путь, на нужную дорогу, на ту дорогу, на которой ученик максимально проявит себя.

Хочется сказать словами Ш.А. Амонашвили из книги «Спешите, дети, будем учиться летать»: 
«Образование будит крылатого ребёнка..., учит летать высоко, далеко, со скоростью мысли.
Почему летать, а не ходить?
Потому что такова наша духовная природа, в ней все качества Космоса.
А тот, кто умеет летать, одухотворяет и земную жизнь,  делает её  более  прекрасной  и  богатой.
Значит, и более счастливой и для себя, и для людей.»